Второклассная церковно-приходская учительская школа (1896-1918).
В 1896 году усилиями священника Ивана Лебедева была открыта второклассная церковно-приходская школа, которая должна была готовить учителей для школ грамотности. Она была расположена в бывшей кладовой торговца Карпачева. В школе было 15 юношей, которых обучал грамоте один учитель. Но дальше авторитет школы распространился далеко за пределами Карлинского и в школу поступали ученики всех сословий православного вероисповедания от тринадцати до семнадцати лет, получившие начальное образование. Сюда приходили учиться за 70-90 км. За первые 18 лет существования школы её окончили лишь 16 карлинских мальчишек, остальные ученики были из окрестных сел Сенгилеевского, Симбирского уездов.
1899 году было завершено строительство каменного здания церковно-приходской второклассной учительской школы общей площадью 907,4кв.м., а в 1914 году был сделан пристрой, где сейчас расположен актовый зал. Рядом со школой был хозяйственный двор. Основными предметами были: церковная история, богослужение, церковно-славянский язык, церковное пение, география, физика, русский язык, словесность, арифметика, геометрия, школьная гигиена и анатомия, русская история.
Зефиров Ф.Н.
До 1918 года во главе школы стояли священники Алексей Лебедев (1896-1907 г.г) и Сергей Петровский (1907-1918 г.г) деятельность которого была многогранной: просветительство, помощь сиротам и бедным. При нём в Карлинске была открыта новая церковь. 26 апреля 1918 года состоялось последнее заседание педагогического совета церковно-приходской школы, узаконившее выпуск и перевод учащихся. Сняв с себя полномочия и поблагодарив учителей за «лояльное отношение к нему», заведующий — священник Сергей Петровский сказал:— До лучших времен.
Через несколько дней совсем распрощались со школой еще трое учителей, и остались вдвоем: старший учитель Ф. Н. Зефиров и Селиванов К.А., молодой, с четырехлетним стажем педагог. Зефиров Федор Николаевич был заведующим школой с 1918 года по 1929 годы. Он был не только хорошим учителем математики, но и музыкантом. При нем в школе был создан оркестр. За свою педагогическую деятельность Федор Николаевич был награжден орденом Ленина.
Селиванов Константин Алексеевич (1896-1974 гг.) –выпускник Карлинской школы 1911 года. Он проработал в ней более 50 лет учителем литературы и директором (1941-1955г.г), видный краевед и публицист, Заслуженный учитель школы РСФСР, участник 1-го Всесоюзного Съезда учителей в 1925 году, автор ряда книг и сотен статей по литературному краеведению. Награжден двумя Орденами Ленина.
1918 -1919гг. Высшее начальное училище.
1919- 1931гг. Советская школа второй ступени.
В школе условия для учебы были не из легких. Не хватало учебников, тетрадей, даже чернил настоящих не было, их делали сами из химического карандаша или просто из печной сажи. Тяжелыми были и условия жизни учеников. Под общежитие для мальчиков была отведена одна комната, и то проходная, через нее ходили в школьный зал. Потому часть комнаты пришлось отгородить досками. Но порой и в этом коридорчике вынуждены были ставить топчаны. В комнате в два ряда стояли топчаны, да так близко, что они образовали по сути дела сплошные нары. На них лежали тюфяки, набитые ржаной соломой, такие же подушки. Простыней у большинства не было, и одеялами служили деревенские дерюжки. У девочек общежитие было лучше, они жили в доме, в котором жил раньше дьякон местной церкви. Там было и просторнее, и чище. Питались на кухне, садясь за один общий стол. Утром завтрак состоял из куска черного хлеба с чаем, в обед - щи или суп, а на второе – каша или картошка, а ужинали, примерно так, как и завтракали, и только иногда удавалось какое-нибудь второе блюдо. Приходилось много работать физически. Школа была на полном само обеспечении. Достаточно сказать, что в штате школы, кроме педагогического персонала было только два человека для обслуживания: кухарка Настя, которая готовила пищу, и конюх Клюкин, он же дворник. Поэтому всю остальную работу приходилось выполнять ученикам. Силами учеников и их родителей заготавливали в лесу дрова, подвозили к школе, во дворе школы бревна распиливались, кололись и складывались в огромные поленницы в сарае. В обязанности учеников было: топить печи, убирать помещения всей школы и общежития, очищать двор от снега, мусора, подвозить воду, дежурить по кухне, помогать кухарке- готовить обед, кипятить куб для чаепития и каждую субботу мыть полы в классах, коридорах и спальне. Было при школе и подсобное сельское хозяйство. Силами учеников под руководством зав. школой засевали небольшой 14-15 гектаров участок земли в поле, а при школе обычно выращивали овощи и картофель.
Кроме общего образования, школа имела педагогический уклон. Она и манила к себе, и одновременно отталкивала. Манила потому, что она готовила учителей начальных классов. А учитель в то время был один из авторитетнейших на селе. Отталкивала материальная необеспеченность. Кроме того школа предъявляла жесткие требования. Мог учиться ученик, который пришел учиться с желанием, получить по тому времени отличные знания. Просто пребывать в ней, провести время было нельзя. И все же желающих поступить было настолько много, что она не могла принять всех.
В советской школе были заложены новые традиции, родившиеся в революционные годы.
Это школьный клуб и его «пятницы», журнал «Советская юность». Осенью второго года в школе появились комсомольцы, на селе открылся народный дом, началась культурно-просветительная работа: ликбез, доклады, самодеятельность.
В эти годы заведующий Федор Николаевич ЗЕФИРОВ обнаружил умения и плотника, и слесаря, и столяра, и переплетчика. В полном смысле- чудесные, умелые руки, которые и сами делали и других учили. Как он выручал, спасал при всех материальных невзгодах. Молоденькая хрупкая блондинка Люда Янкович, пришедшая в школу с гимназической скамьи. Дочка лесничего, она оказалась изнеженным стебельком. Но что она сделала с уроками естествознания, с ребятами. Увлечение растительно-животным миром, как пламя, охватило ученические души. Каких только она экскурсий не проводила, в какие трущобы не залазила, каких коллекций не набирала. А когда родители начали роптать, что « обувь больно бьется, много ходят," так она заявила "Разутыми будем ходить". И ходили во главе с разутой учительницей.
Теперь наша школа утопает в зелени. И выше всех других деревьев в небо взметнули свои кроны тополя, посаженные весной 1919 года.
1931-1933гг. Школа крестьянской молодежи.
С 1933 г. школу преобразовали в среднюю.
Тяжелым испытанием для всей страны стала война. Война круто изменила жизнь всей страны, но школа продолжала работать. Учебников и тетрадей в школе не хватало. Дети быстро взрослели и с большой ответственностью относились к учебе и труду. Школьники старались во всем помогать взрослым. Многие питомцы школы сражались на фронтах войны. Мальчишки выпуска сорок первого года все ушли по призыву военкомата. В школу почта приносила солдатские треугольники. И учителя, и ученики горевали, услышав о похоронках. И не могли не гордиться, когда узнали, что Ивану Полбину и Петру Богатову было присвоено звание Героя Советского Союза. Впрочем, в военные годы и директор школы получил высокую награду – свой первый орден Ленина.
Коллектив школы работал, превозмогая трудности и лишения. Рядом со школой был старый детский дом для детей-сирот. Одной из воспитанниц этого дома была выпускница школы 1949г. Данилушкина (Гуреева) Валентина Александровна, учитель русского языка Карлинской школы с 1961 по1984год.
Иван Полбин с учащимися школы в 1925г. |
В стенах школы после войны учительствовали талантливые педагоги, отличники народного образования С. Ф. Егоров, Калинина А. Я., Егорова И. Е., краеведы Н. А. Кузминский и К. А. Кузьмин, Заслуженный учитель школы РСФСР Н. М. Солодовникова, учителя Ходаковы.
Школу окончили доцент Саратовского университета С. Житеев и кандидат исторических наук, доцент из Хабаровска Н. Я.Васянин, доцент Ульяновского политехнического университета, почетный энергетик СССР, Заслуженный энергетик России, почетный житель Ульяновской области с занесением в Золотую книгу Ф. Н. Гринин и еще много талантливых учащихся.В средней школе оформлен уникальный материал по ее истории. Ее окончили будущие дваждьг Герой Советского Союза генерал-майор авиации Полбин Иван Семенович (1905—1945), Герой Советского Союза Богатов Петр Антонович, генералы И. М. Афанасов и М. П. Елисов, ученые А. И. Смирнов, П. К. Есенин, Ф. С. Ненилин, М. М. Марагин, профессора Ф. Ф. Головачев, М. Г. Данилов, механизатор С. П. Голиков — делегат 19 Всесоюзной партконференции.
Журнал издаваемый участниками краеведческого кружка под руководством Кузминского Н.А. |